Сервис

Техническое обслуживание ТО-1.

   Техническое обслуживание ТО-1 осуществляется локомотивной бригадой во время приема, сдачи и в процессе эксплуатации тепловоза в период технологических перерывов в работе.

   Выполняются следующие работы:

  1. систематически проверяют на слух исправность работы дизеля и гидропередачи;
  2. устраняют утечки с перестановкой труб, фланцевых соединений и вентилей;
  3. сливают отстой из отстойников топливных баков и просочившегося масла или топлива из поддонов узлов;
  4. производят крепление болтовых гаек, смену поврежденных шплинтов и шайб во всех соединениях механического и электрического оборудования;
  5. осматривают тяговые двигатели и другие электрические машины, зачищают коллекторы, меняют щетки и протирают в доступных местах;
  6. устраняют неисправности в электрических цепях, зачищают сегменты и контакты электрических аппаратов, рубильников и зажимов;
  7. заменяют перегоревшие лампы и плавкие предохранители;
  8. регулируют тормозную рычажную передачу;
  9. систематически продувают воздушные резервуары, автотормозную магистраль, грязесборники и маслоотделители;
  10. проверяют действие звуковых сигналов;
  11. смазывают трущиеся части механического оборудования;
  12. очищают от грязи и снега ходовые части и обтирают оборудование, расположенное в кузове тепловоза.

Техническое обслуживание ТО-2.

   Выполняются следующие работы:

  1. по дизелю:

При работающем дизеле проверяют на слух работу дизеля или дизель-генераторной установки, компрессора, муфты и редуктора холодильника, регулятора частоты вращения, вентилятора (посторонние стуки и шум не допускаются);

осматривают трубопроводы и секции холодильников, проверяя, нет ли утечки топлива, масла и воды во всех соединениях трубопроводов и местах установки смотровых люков;

проверяют давление в масляной и топливной системах.

При остановленном дизеле осматривают топливную аппаратуру, проверяют крепление компрессора, редуктора и других вспомогательных узлов и агрегатов;

спускают загрязненное топливо из отстойников топливного бака и масло из сливной трубы картера и поддонов агрегатов.

  1. по электрооборудованию:

При работающем дизеле проверяют, нет ли постороннего шума в электрических машинах, а также величину напряжения, поддерживаемого регулятором напряжения.

При остановленном дизеле проверяют (на ощупь) нагрев подшипников электрических машин, осматривают коллекторы, электрощетки, шины, изоляцию проводов;

проверяют состояние предохранителей плавких вставок, крепление аппаратов, проводов, шунтов, исправность реле, контакторов, регулятора напряжения и контроллеров;

осматривают аккумуляторные батареи и при необходимости добавляют в них дистиллированную воду.

  1. по гидропередаче:

При работающем дизеле проверяют, нет ли постороннего шума и стуков в коробках гидропередачи, четкость переключения муфт реверса, а также четкость работы защелок и фиксаторов реверса;

проверяют плавность трогания тепловоза на всех режимах и давление масла в системе смазки гидропередачи.

При остановленном дизеле проверяют крепление картера и крышек (в доступных местах);

выявляют, нет ли трещин в сварных швах, корпусах и крышках, а также не появились ли следы масла на наружной поверхности передачи по месту разъема валов, в местах прилегания крышек, люков, фланцев;

проверяют (по щупу) уровень масла в верхнем и нижнем картерах гидропередачи.

  1. по экипажной части:

осматривают тележки с обстукиванием бандажей колесных пар;

проверяют выход штоков тормозных цилиндров;

заменяют изношенные колодки;

осматривают автосцепные устройства, рукава подвода воздуха к тяговым электродвигателям, а также коллекторы, щетки, щеткодержатели и другие детали теговых электродвигателей (со снятием смотровых люков);

проверяют действие автотормозов;

смазывают наличники букс и валики тормозной передачи и балансиров;

при необходимости добавляют смазку в моторно-осевые и буксовые подшипники.

Техническое обслуживание ТО-3.

   Выполняется комплексной специализированной бригадой слесарей по РПС совместно с закрепленной бригадой тепловоза.

   При этом обслуживании, кроме работ, выполняемых ТО-2, производят следующие основные работы:

  1. по дизелю:

проверяют надежность крепления дизеля к поддизельной раме и последней к раме тепловоза;

осматривают с разборкой и промывкой масляные фильтры на входной и выходной магистралях;

очищают и промывают кассеты воздухосборника нагнетателя и сетчатых фильтров;

на каждом втором-третьем ТО-3 осматривают распределительные и клапанные механизмы, а также пружины рабочих клапанов со снятием крышек с головок блоков;

проверяют на стенде форсунки на распыл;

промывают топливный фильтр и проверяют состояние топливопровода высокого давления;

проверяют работу автомата предельной частоты вращения;

на втором-третьем ТО-3очищают фильтры масла, топлива и воздуха;

через одно ТО-3 очищают фильтры тонкой очистки топлива и масла.

  1. по электрическому оборудованию:

проверяют мегомметром сопротивление изоляции силовых и вспомагательных цепей на корпус и между собой;

осматривают состояние тяговых двигателей и всех других электрических машин;

открывают смотровые люки и продувают их внутреннюю часть сжатым воздухом;

все аппараты очищают от пыли и копоти;

проверяют величину напряжения, плотность и уровень электролита всех элементов аккумуляторной батареи.

  1. по гидропередаче:

промывают корпуса и фильтрующие элементы пластинчато-щелевых и сетчатых фильтров в осветительном керосине;

фильтры продувают сжатым воздухом, заменяют поврежденные пластины или фильтрующие элементы;

проверяют работу стержня механической блокировки и фиксаторов сервоцилиндров реверса, крепление гидропередачи к раме тепловоза;

  1. по экипажной части:

проверяют состояние колесных пар;

крепление песочных труб и регулируют их установку и подачу песка;

осматривают карданные валы и проверяют крепление их фланцев;

смазывают валики рессорного подвешивания и наличники букс.

   По окончании ТО-3 пускают дизель и проверяют работу агрегатов и узлов тепловоза, обращая особое внимание на исправную работу регулятора напряжения и регулятора безопасности, нет ли течи в топливном и масляном трубопроводах. Проверяют также плотность тормозной и напорной воздушной сетей, величину выхода штоков тормозных цилиндров, правильность регулировки крана машиниста, вспомагательного тормоза и форсунок песочниц, работу контрольно-измерительных приборов, электропневматическую схему системы управления тепловозов, а также проверяют четкость срабатывания системы ограничения максимальной скорости тепловоза с гидропередачей и работу системы автоматического управления переключением гидроаппаратов.

Текущий ремонт ТР-1.

   При этом виде ремонта тепловозов, кроме работ, выполняемых при ТО-3, производят следующие работы:

  1. по дизелю:

осматривают и проверяют без разборки узлов состояние картера, цилиндров-поршневой группы и распределительного механизма;

измеряют зазоры «на масло» в подшипниках коленчатого вала;

проверяют угол опережения подачи топлива, производят ревизию состояния форсунок и водяных насосов, очистку фильтров масла, топлива и воздуха (с отъемкой и разборкой).

  1. по электрическому оборудованию:

осматривают и проверяют (без разборки узлов) тяговые электродвигатели, тяговый генератор, вспомогательные машины и электроаппаратуру, а также правильность работы всех электрических цепей.

  1. по гидропередаче:

производят контрольный анализ масла гидропередачи, проверку состояния клапанов опорожнения гидромуфты, ревизию блокировочного клапана с разборкой, осмотр и очистку магнитного фильтра откачивающего насоса с разборкой и проверкой четкости работы клапан;

проверяют крепление шкива отбора мощности.

  1. по экипажной части и тормозу:

осматривают и проверяют без разборки узлов детали ходовых частей, сочленений тепловоза, рессорного подвешивания, рычажной передачи, автосцепных устройств и песочниц, производят ревизию автотормозного оборудования, компрессора и зубчатых передач;

измеряют зазор «на масло» в моторно-осевых подшипниках тяговых электродвигателей.

   По окончании ремонта ТР-1 тепловозы с электрической передачей (кроме тепловоза ТЭ3) подвергаются контрольным реостатным испытаниям для проверки работы дизель-генераторной установки с частичной регулировкой электрической аппаратуры. Тепловозы с гидропередачей после ремонта ТР-1 проверяют при работающем дизеле аналогично, как и при обслуживании ТО-3.

Текущий ремонт ТР-2.

   При ремонте ТР-2 выполняют все работы в объеме ТР-1 и, кроме того, следующие работы:

  1. по дизелю и вспомогательному оборудованию:

ремонт цилиндровых крышек, шатунно-поршневой группы с разборкой (у тепловозов ТЭМ1, ТЭМ2);

осмотр коленчатого вала и его подшипников с предварительнім измерением суммарных зазоров «на масло», водяного и масляных насосов, топливной аппаратуры, регулятора частоты вращения, турбовоздуходувки, нагнетателя;

турбокомпрессора и редуктора вентилятора холодильника;

очистку фильтров топлива, масла и воздуха с разборкой.

  1. по электрическому оборудованию:

ремонт электропневматических приводов регулятора частоты вращения дизеля и контакторов, реверсора, вентилей;

прожировку кожаных манжет аппаратов, контрольно-тренировочный цикл заряда аккумуляторной батареи, ревизию якорных подшипников всех электрических машин, кроме тяговых электродвигателей, генератора и двухмашинного агрегата.

  1. по гидропередаче:

производят полную замену рабочей жидкости (масла) в гидропередаче независимо от браковочных норм;

измеряют детали и проверяют состояние ответственных узлов гидропередачи;

очищают, промывают и продувают сжатым воздухом каналы всех форсунок системы смазки;

выполняют ревизию сервоцилиндров, механизма реверса с выемкой подвижных муфт;

промывают внутреннюю полость верхнего и нижнего картеров передачи;

осматривают и проверяют золотники золотниковой коробки;

производят ревизию всех насосов гидропередачи с испытанием их на стендах;

проверяют с выемкой золотники электрогидравлических вентилей, а также состояние пневматических цепей (воздухопроводов) системы управления реверс-режимных механизмов.

  1. по экипажной части:

осматривают кожуха зубчатой передачи;

выполняют промежуточную ревизию роликовых букс с проверкой разбегов колесных пар и ремонт вентиляторов тяговых электродвигателей;

осматривают общие осевые карданные валы с отсоединением их фланцев КПП или от фланцев раздаточного вала и осевые карданные валы без съемки с тепловоза;

при необходимости обтачивают бандажи колесных пар без выкатки из-под тепловоза.

  1. по тормозу и автосцепным устройствам:

выполняют периодический ремонт компрессора и автотормозных приборов , полный осмотр автосцепки, фрикционных аппаратов и сочленения тепловоза.

   По окончании ремонтных работ тепловозы с электрической передачей подвергаются полным реостатным испытанием для проверки работы дизель-генераторной установки. При испытаниях тепловозов с гидропередачей в дополнение к работам, выполняемым при ТО-3 и ТР-1, производят обкатку дизеля на холостом ходу в течение 20-30мин. При этом контролируют плавность работы дизеля на слух и убеждаются, нет ли ненормального шума; проверяют нет ли утечек топлива, масла и воды во всех соединениях трубопроводов, а также течи через контрольные отверстия блоков дизеля и водяного насоса; проверяют наличие зарядного тока в аккумуляторных батареях и величину напряжения вспомогательного генератора. На прогретом тепловозе контролируют на слух исправность гидропередачи и регулируют  плавность трогания тепловоза; проверяют давления масла на муфтах питательного насоса и в системе смазки гидропередачи. При движении тепловоза проверяют правильность переключения гидроаппаратов (фрикционных муфт).

Текущий ремонт ТР-3.

   В соответствии с правилами ремонта при ТР-3 выполняются следубщие основные работы:

  1. по дизелю и вспомогательному оборудованию:

ремонт цилиндро-поршневой группы, цилиндровых крышек и рычагов толкателей клапанов масляного и водяного насосов и их приводов, топливной аппаратуры, фильтров, регулятора частоты вращения с приводом, секций холодильника;

дизели типов М753, Д12 и Д6 вследствие их малого моторесурса при ремонте ТР-3, как правило, заменяются запасными из числа отремонтированных капитальным ремонтом.

  1. по электрическому оборудованию:

выполняются все работы в объеме ремонта ТР-2 и, кроме того, ремонтируют тяговые электродвигатели, двухмашинный агрегат, электроаппараты и аккумуляторную батарею со снятием с тепловоза и разборкой.

  1. по гидропередаче:

осматривают и ремонтируют гидропередачу с разборкой узлов;

осматривают все зубчатые колеса;

вскрывают основные люки;

выполняют визуальное освидетельствование состояния подшипников, сепараторов, гаек, упорных буртов крышек и других элементов подшипниковых узлов валов гидропередачи, ревизию насосов (системы смазки, питательного и вихревого) с обкаткой на стенде;

промывают полости верхнего и нижнего картеров и масляной системы;

заправляют гидропередачу свежим маслом;

при обнаружении повреждений зубчатых колес, подшипников и других ответственных узлов и деталей, гидропередачу снимают с тепловоза для полной разборки и освидетельствования обнаруженных дефектных узлов с заменой поврежденных деталей.

  1. по экипажной части:

выкатывают из-под тепловоза тележки и полностью их разбирают;

выполняют освидетельствование колесных пар с обточкой бандажей;

ремонтируют рамы, тележки, буксы, рессорное подвешивание, опоры, рамы тепловоза, карданные валы и осевые редукторы, кузовное оборудование.

  1. по тормозу и автосцепным устройствам:

выполняют все работы в объеме ТР-2 и, кроме того, периодический ремонт рычажной передачи;

по оборудованию общего назначения: производят осмотр, проверку и ремонт скоростемера, автостопа и устройства радиосвязи тепловоза.

   По окончании ремонтных работ тепловозы с электрической передачей подвергаются полным реостатным испытаниям для проверки дизель-генераторной установки и регулировки электрических аппаратов, а также обкаточным испытаниям.

   У тепловоза с гидравлической передачей перед обкаточными испытаниями проверяют работу дизеля, как при ремонте ТР-2, и дополнительно регулируют переход с первого на второй гидротрансформатор и обратно.

   Отремонтированные тепловозы окрашивают. Для этого поврежденные места тепловоза обмывки кузова (капота, кабины) и буферных брусьев предварительно зачищают до металла, грунтуют, шпаклюют, прошлифовывают т красят.

   При отсутствии повреждений и хорошем состоянии окраски кузова (капота, кабины) допускается после промывки моющими составами обработка полировочной пастой без покраски; производят окраску тележек, рамы тепловоза, площадок, автосцепок, тормозного оборудования, ободьев цельнокатаных колес, поручней; восстанавливают декоративные и яркие контрастные полосы на кузове.

Капитальный ремонт КР.

  1. по дизелю:

выполняют ремонт с полной разборкой его и всего вспомогательного оборудования, при этом главнейшей работой является обточка, шлифовка и полировка шеек коленчатого вала с восстановлением цилиндрической формы постелей для подшипников в блоке (картере).

  1. по электрическим машинам:

 выполняют такие важнейшие работы, как ремонт остовов с расточкой и восстановлением цилиндрической формы горловин и постелей подшипниковых щеток;

замена вкладышей моторно-осевых подшипников новыми и роликовых подшипников новыми или отремонтированными;

замена корпусной изоляции катушек добавочных полюсов тяговых электродвигателей;

 ремонт с заменой обмоток якорей в  случае межвиткового замыкания, пробоя изоляции, ослабления сердечника якоря и других крупных дефектов;

 замена обмоток полюсов тягового генератора при наличии виткового замыкания в них, пробоя на корпус, пониженного сопротивления изоляции (менее 0,5 Мом после сушки);

восстановление изоляции сердечников добавочных полюсов тягового генератора и уплотнение катушек на сердечниках;

обточка, шлифовка и продорожка коллекторов;

восстановление щеткодержателей, токособирательных шин и выводов;

 пропитка обмоток якорей и катушек полюсов;

испытание собранных электрических аппаратов с заменой негодных шунтов, контактов, ламелей, катушек;

замена негодной низковольтной и высоковольтной электропроводки;

замена аккумуляторной батареи.

  1. по гидропередаче:

производится ремонт гидротрансформаторов, гидромуфты, коробки перемены передач и всех насосов с полной разборкой и заменой изношенных частей;

после ремонта и сборки узлы и агрегаты, а также вся гидропередача в сборе испытываются на стендах.

  1. по экипажной части:

ремонт колесных пар со сменой элементов и полной ревизией роликовых букс;

ремонт и проверка тележек с заменой негодных валиков и втулок новыми;

смена негодных болтов, шпилек и изношенных наличников;

ремонт рессорных балансиров и рессор со снятием хомутов;

освидетельствование и ремонт шкворневых балок тележек;

ремонт и проверка букс с перезаливкой или заменой подшипников скольжения;

ремонт и испытание тормозного и пневматического оборудования, а также песочниц;

промывка и гидравлическое испытание воздушных резервуаров;

ремонт автосцепных устройств.

    При капитальном ремонте тепловозы подлежат полной наружной и внутренней окраске.

   По оборудованию общего назначению ремонту и испытаниям подвергаются скоростемеры, автостопы и устройства радиосвязи тепловоза.

   После ремонта окончательно собранный и прошедший реостатные испытанию тепловоз подвергается испытанию обкаткой на железнодорожных путях.

   Затем производится ревизия состояния поверхности коллекторов всех электрических машин, зубчатой передачи тяговых двигателей, гидропередачи и других агрегатов и механизмов тепловоза.